Сморгонский государственный политехнический профессиональный лицей
Сморгонский государственный политехнический профессиональный лицей
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ С АСОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
1.     Выяснить особенности семейного окружения, влияние улицы, неформальных групп.
2.     Иметь представление, какие потребности учащийся удовлетворяет, общаясь с представителями той или иной группировки:
·       хочет ли самоутвердиться или почувствовать защищенность в группе;
·       реализовать мотивацию дружеского общения;
·       удовлетворить потребность в алкоголе, курении, наркотиках и т.п.
3.     Чрезвычайно важно проследить путь, который привел уч-ся в данную группировку.
4.     Выяснить отношение девушки к себе и к своим поступкам, к окружающим.
5.     Важно установить и поддержать все здоровые, позитивные, сохранные стороны личности девушки, обратив их на то, чтобы повысить ее
самоценность и укрепить уверенность в себе.
6.     Выявить круг друзей и близких, которые в сложившейся ситуации могли бы ей помочь.
7.     Не допускать ошибок в общении с «трудными» уч-ся:
·       критиковать отдельные поступки, а не личность уч-ся в целом;
·       не подключать к негативной оценке личности уч-ся всю группу (замечания делать наедине);
·       прежде, чем сделать замечание по поводу негативного поступка девушки, найти повод подчеркнуть позитивные стороны личности уч-ся.
8.     Привлекать уч-ся с примитивными духовными интересами к занятиям, требующим интеллектуальных усилий.
9.     Больше общаться с уч-ся, провоцируя их на доверительный разговор, касающийся взаимоотношений между юношами и девушками, родителями
и детьми.
10.  Использовать для обсуждения с уч-ся в любой свободный момент материалы из прессы, телевидения, окружающей жизни.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ОСОБОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ
Недисциплинированные учащиеся.
Это те учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют беспокойство (упрямые, непослушные, капризные).
Причины: неудачно выраженное стремление к взрослости, неправильное понимание упрямства, как проявления силы воли и принципиальности,
желание противостоять подавлению его личности некоторыми взрослыми.
Коррекция. Иногда полезно дать возможность упрямцу поступить по своему, чтобы пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности решения.
Основной путь профилактики и искоренения упрямства - устранение причин, вызвавших этот недостаток, организация правильного режима учебы и
отдыха, разумная требовательность.

Агрессивные учащиеся.
Причины: средство насмешливой и снисходительной демонстрации своей физической силы, часто носит демонстративный характер. Возможна
агрессия при регулировании отношений в группе.
Коррекция. Спокойный, неторопливый, доброжелательный разговор, аргументированное доказательство неправильности их поведения. Не
позволять себе их оскорбить, общаться на равных, но не впадать в зависимость от них. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения, следует
учитывать особенности и бурные реакции. Обсуждать поведение следует только после успокоения. В целях окончательного исправления не следует
закреплять отрицательную оценку за молодыми людьми, препятствовать их участию в молодежных движениях, слишком настойчиво и бесцеремонно
вовлекать в общественную деятельность. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. Необходимо находить повод похвалить его,
особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Ленивые учащиеся.
Причины: отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей, бесперспективность обучения, отсутствие контроля за
их поведением, влияние товарищей.
Коррекция. Воспитание потребности в труде, заинтересовывать учащихся, связывать материал предмета с жизнью, предоставлять больше
самостоятельности. Трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности. При таком психическом состоянии (радости от успехов деятельности) 
возникают условия для развития таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность.
Эгоистичные учащиеся.
Эгоисты - это себялюбцы, предпочитающие во всем свои личные интересы интересам других людей и общества. Жизненная направленность эгоиста
- собственное «Я», личное преуспевание (при чем нередко за счет других). Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том,
что в центр всей жизни уч-ся ставит свое «Я». Такие учащиеся обычно нечутки, неотзывчивы. Особенно часто эгоизм проявляется у подростков и
представителей юношеского возраста.

Грубые учащиеся
Грубость, резкость, дерзость проявляются если есть подавление личности учащихся взрослым (диктат, мелочная опека). Грубость может быть
ответом на несправедливость взрослых.
Коррекция. Устраняется грубость в случае уважения достоинства учащихся, предоставлении определенной самостоятельности. Так как грубость
может быть вследствие переутомления, то необходимо правильно организовывать режим труда и отдыха.

Ненастойчивые учащиеся
Ненастойчивые дети либо вообще не ставят перед собой труднодостижимых задач, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении.
Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства.
Лживые учащиеся.
Причины: боязнь наказания, стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих. Иногда ложь - прикрытие поступков
товарищей.
Коррекция. Беседы о честности, правдивости и о лжи - презренном качестве личности человека. Быть примером честности, не дать возможности
учащимся усомниться в этом.

Неорганизованные учащиеся.
К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети.
Неорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивные. Заорганизованные учащиеся чаще всего бывают двух
видов: внешне заорганизованные и внутренне заорганизованные. Внешне заорганизованные - слепо подчиняются установленному порядку в школе и в
семье. Лишен самостоятельности, активности, не может проявить инициативу. Ждет указаний. Внутренне заорганизованные - чрезмерно организованные,
активные. Они учатся и работают чрезмерно много, нередко на износ (работоголики).
Коррекция. Воспитание и самовоспитание у учащихся организованности: умения планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.
Воровство.
Совершается из желания иметь то, чего они лишены в своей семье. Это является следствием невысокого уровня культуры. Часто присваивание
чужих вещей происходит в процессе обмена предметами одежды.
Коррекция. Взаимодействие с семьей, повышение уровня культурного и нравственного развития, вовлечение в деятельность.

Суицидальные учащиеся
Суицидальное поведение включает в себя кроме суицида попытки, покушения на свою жизнь. Суицидальные проявления - суицидальные мысли,
намеки и высказывания, не сопровождающиеся каким либо действием.
Мотивы:
1. Лично-семейные: болезнь, смерть близких; одиночество; неразделенная любовь; половая несостоятельность; оскорбление со стороны
окружающих;
2. Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания, уродства.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора.
4. Конфликты, связанные с работой или учебой.
5. Материально-бытовые трудности.
6. Другие мотивы.
Признаки суицидального поведения:
*                   уход в себя (сторонится вчерашних друзей);
*                   капризность, привередливость;
*                   депрессия, глубокий эмоциональный упадок;
*                   агрессивность;
*                   нарушение аппетита;
*                   раздача подарков окружающим;
*                   психологическая травма;
*                   перемены в поведении;
*                   угроза;
*                   активная предварительная подготовка.
Помощь. Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального контакта. Собеседник-суицидент должен быть выслушан
терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Обращение за помощью к работникам СППС.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
Выяснение причин стойкой неуспеваемости уч-ся
1. Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации
пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха,  побуждение к активному труду и др.)
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной
деятельности и др.)
Яндекс.Метрика

Профилактика суицидального поведения у подростков. Консультация специалиста.
Скачать материал